Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
8 февраля 2010 19:27

Остаться в живых на российском телевидении

Проблема телевизионного кино в нашей стране закрыта сериалом «Lost»

62

Из блогов:

«Мое знакомство с сериалами началось в апреле 1990-го. Я лично был свидетелем того, как на Америку обрушился Twin Peaks. Улицы городов реально пустели, страну можно было разбирать голыми руками и выносить в Мексику. Подобное я наблюдал в далеком 79-м, когда по одному из двух имевшихся в нашем городе каналов показывали „Место встречи изменить нельзя“ с Высоцким. В отличие от советского, американский сериал состоял не из пяти серий, а из тридцати. Раскручивающаяся подобно пружине история убийства этой бестолочи Лоры Палмер перекопала меня и, в каком-то смысле, пашет до сих пор.».

Прошло 20 лет. В американском кинематографе и на американском телевидении и сейчас всё отлично. В кинотеатрах бьет все рекорды «Аватар», по первому каналу «Lost» последний сезон. Как выразился один из мэтров российского кинематографа, сценарист Юрий Арабов: «Проблема продюсерского кино „Аватаром“ в нашей стране закрыта». Точнее не скажешь. Что касается нашего телевидения, проблема телевизионного кино в нашей стране закрыта сериалом «Lost».

Можно спорить о содержании этого продукта, о его качестве спорить не приходится: нам сравнивать не с чем. Это — потолок, до которого отечественному производителю далеко. Пока американское кино и телевидение росли, мы только деградировали: после «Семнадцати мгновений весны», или «Место встречи изменить нельзя», мы добились эффекта «опустевших улиц» за счёт российских телевизионных сериалов.

На создание телевизионного сериала в России работает следующая цепочка: заказчик (канал), студия — производитель (кинокомпания), исполнители заказа (автор сценария, сценарная группа, режиссёр, актёры). Теперь по порядку.

Заказчик (канал).

Заказчик, долго рассказывает драматургу, что всё, чему его научили в его киношколе — следует забыть. Не надо творить, искать оригинальные сюжеты, писать качественные сценарии. Нужно помнить о том, что люди в нашей стране — тупое стадо, приученное «хавать» тот корм, которым его второе десятилетие снабжает отечественное телевидение со времён «Клубнички» Юрия Беленького. Он, заказчик, убеждён: наша целевая аудитория — домохозяйки и люди пенсионного возраста, которым совершенно неважны никакие там художественные ценности ваших (драматургов) произведений. Им надо быстро, доходчиво, дёшево.

Когда же профессиональное сообщество драматургов возмутилось, Заказчик сказал: нет проблем. Не нравится — не пишите. С тех пор большинство сериалов в России пишется людьми, которые ни к кино, ни к телевидению вообще никакого отношения не имеют.

А это крайне выгодно. Профессиональному драматургу нужно платить соответствующий гонорар (который, кстати много меньше гонораров тех же американских сценаристов), выслушивать его «капризы» («это — некачественно, а вот такого бреда я писать не буду»), и т. д. В общем, капризные они слишком, эти сценаристы. А девочка с первого курса юридической академии готова месяцами расписывать превратности судьбы несчастной Маши Петровой. Ещё это готова делать домохозяйка, научившаяся худо-бедно загонять в предложенный шаблон наше мыло, где на сорок две страницы текста расписаны «говорящие головы» с ремарками «смеются», «рыдают», «бьются в истерике». Много ума не надо, — а на хлебушек заработаешь. Таким авторам компании платят гроши, затем обзывают этих людей «сценаристами» и иногда указывают их фамилии в титрах.

Если же кинокомпания разорилась на профессиональных сценаристов, к ним будет приставлена армия редакторов: как правило, людей не то, что с непрофессиональным образованием, а зачастую и без образования вообще. И эти редакторы «учат» сценаристов, как они должны работать, что писать, и как они должны это делать. Редакторы наших кинокомпаний — это вообще отдельная тема.

Другие, варианты: кинокомпания, получившая заказ от канала, нанимает группу авторов, которые расписывают энное количество серий, придумывают концепцию, расписывают персонажей и т. д. Потом группа распускается, проект якобы «закрывается по вине заказчика», и компанией нанимается очередная группа — уже непрофессиональных авторов, которые расписывают до готового продукта разработанный проект, за совсем смешные деньги.

Крайне редко заказчик готов платить за действительно качественный продукт. Но качественный по нашим меркам — это не то же самое, что качественный по меркам американского телевидения. Мы вообще не стремимся к качеству, мы стремимся к баблу: получить — отмыть — распилить. Кто при этом занимается непосредственно созданием «корма» — значения не имеет.


Для справки:

Бюджет пилотной двухчасовой серии «Lost» составляет около 12 миллионов долларов. Как показала практика, это решение стоило вложенных средств, так как фильм стал самым популярным за всю историю телеканала ABC.


Сценаристы, в свою очередь, давно перестали относится к телевизионному сериалу как к серьёзной творческой работе. Сериал для драматурга — это просто халтура. Пока пишется сериал, семья им питается, а параллельно автор может писать серьёзный сценарий, требующий времени и эмоциональных затрат.

Гонорар российского сценариста, работающего на средней руки сериале, составляет от 1000 до 5000 долларов. Средняя цена — $3000. Эти деньги получает не более 20 человек в стране. На максимальный гонорар могут рассчитывать не более 10 авторов. Считается, что, в частности, это Зоя Кудря («Курсанты») и Алексей Тимм («Nеxt»). Впечатляющие проекты, не правда ли?

Из-за финансового кризиса телеканалы могут покупать сериалы только по ценам, сниженным в несколько раз, а значит, и бюджеты сериалов ради окупаемости придется сильно сократить, объясняли представители Ассоциации продюсеров, члены которой контролируют 80% рынка российских сериалов.

На российских сериалах зарабатывают: продюсер, кинокомпания, почти ничего не зарабатывает режиссёр, примерно так же — сценарист, и очень неплохо — актёр. Так было до кризиса. Как обстоят дела с гонорарами сегодня — сказать точно невозможно, ибо эта информация тщательно скрывается.

Печальная во всех отношениях история: наш «телепродукт». Перевоспитывать заказчика, который убеждён, что «кормит тупое стадо» — сложно, он давно самовоспитался. Мы будем смотреть хорошие американские телесериалы, ругать их и завистливо вздыхать. Нам до них не дотянуться при сложившейся практике, увы…


Обсуждение в блогах сериала «Lost»:

"Масштабы производства в сочетании с вниманием к мельчайшим деталям вызывают лично у меня неподдельное уважение и светлую зависть. Это еще и своеобразная вакцина от халтуры. Учитывая весь болезненный треш, который демонстрируется на нашем ТВ, инъекция явно не будет лишней".

«За прошедшие с того дня, как я увидел Twin Peaks, годы жанр креп, развивался и наращивал мускулы. Постепенно рос интерес публики, росли доходы от рекламы, увеличивались затраты на съемки и зарплаты всех занятых в процессе. Нынче четверо ведущих актрис сериала „Отчаянные домохозяйки“ получают по $440,000 за серию — а в пятом сезоне „Домохозяек“ этих серий больше двадцати. Джеймс Гандольфини, играющий Тони Сопрано в одноименной криминальной саге Soprano’s, обходится продюсерам уже по миллиону за эпизод.»

«Враг российского кинематографа — алчность российских кинобизнесменов. Берут бюджет, на который можно снять хороший фильм. И начинают экономить на всем!!! Самый яркий пример — Мастер и Маргарита. Заявленный бюджет 5 млн долларов — самый большой для российских сериалов. Анонсировали беспрецентдентные спецэффекты. И что мы получили? кота Бегемота, как в кульном театре (а заявляли полностью компьютерного), полеты Маргариты (на уровне Вия 60х годов), отсутствие хороших натурных съемок с массовкой (сцены с Иешуа) и т. д. и т. п.»

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Аверин

Экс-боец ополчения Луганской народной республики

Николай Харитонов

Депутат Государственной Думы, фракция КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня