воскресенье, 19 мая
совместно с Жэньминь жибао

Чудо-рис и чудо-помидоры создали по приказу товарища Си

В Китае партия и правительство инициируют генетические прорывы

Чудо-рис и чудо-помидоры создали по приказу товарища Си
Фото: Liu Zhongjun/China News Service/VCG/TASS

Китайские генетики вырастили новые сорта риса и томата. Чудо-рис будет расти посреди пустыни и при этом вырастает намного быстрее обычного, а чудо-помидоры будут необычайно вкусными и при этом их будет легко хранить. Проводят такие исследования по инициативе Си Цзиньпина, который требует обеспечить продовольственную безопасность Китая.

Такла-Макан станет из пустыни превратится в цветущий оазис

Китайские ученые разработали новый сорт риса быстрого размножения. Разводят его пока в небольших количествах в теплицах посреди пустыни в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на на северо-западе Китая. Чудо-рис прорастает от посадки до сбора урожая всего за 75 дней. Это почти в полтора раза быстрее.

Работали над выращиванием сорта генетики из Института городского сельского хозяйства Китайской академии сельскохозяйственных наук. Команде ученых под руководством Яна Цичана понадобилось пять лет исследований.

Читайте также
Раскрыт секрет создания Запретного города и Великой китайской стены Раскрыт секрет создания Запретного города и Великой китайской стены Как смогли воздвигнуть без бетона и гвоздей настоящее архитектурное чудо, остается только поражаться

Причем усовершенствовали ученые и сами технологии выращивания. Во-первых, это многослойное вертикальное беспочвенное возделывание: оно обеспечивает посевам все необходимые условия, такие как свет, температура, вода, воздух и удобрения. Во-вторых, это интеллектуальное дополнительное светодиодное освещение от искусственных источников.

— За основу мы взяли местный рис. Выращивание рассады заняло 15 дней. В феврале мы высадили рассаду в резервуары для беспочвенного выращивания. И весь производственный цикл занял у нас 60 дней, — рассказал в интервью изданию Global Times Ван Сен, один из членов исследовательской группы.

Внутри теплицы температуру, влажность, интенсивность освещения и другие условия всегда можно точно контролировать. Однако затраты на электроэнергию, эксплуатацию и строительство теплиц всегда высоки. Именно поэтому ученые и решили протестировать свой чудо-рис в пустыне Такла-Макан, где свет и тепло в избытке. Бесплатно.

Возможно, считавшаяся безжизненной пустыня скоро станет главной «грядкой» для всего Китая. Ученые под руководством Яна Цичана изучают и другие сельскохозяйственные культуры, такие как соя, кукуруза и пшеница, а также масличные культуры и хлопок. Все это могут выращивать в теплицах посреди пустыни.

В последние годы китайские ученые прилагает огромные усилия, чтобы внедрять новые аграрные технологии. Си Цзиньпин как руководитель государства и партии поставил задачу: Китаю нужно обеспечить продовольственную безопасность. А для этого нужно увеличить внутреннее аграрное производство.

Генетики выращивают новые сорта, а инженеры строят новые вертикальные (многоэтажные) теплицы. Всего полгода назад ученые из Института городского сельского хозяйства построили 10-метровую тепличную установку, самую высокую в своем роде в мире. Она находится в Чэнду (провинция Сычуань) на юго-западе Китая. Теплица не требует присутствия людей: полностью автоматизированы все процессы, включая посев, прореживание, сбор урожая и даже упаковку.

Помидорная мутация пошла на пользу фермерам

Между тем, ученые из Института генетики и биологии развития Китайской академии наук разработали новые сорта помидоров, которые будет проще убирать. Для этого ученые долго выясняли, какие гены определяют форму помидоров.

Читайте также
Жить до 130 лет станет нормой: Китайские ученые открыли гормон, которого боится старость Жить до 130 лет станет нормой: Китайские ученые открыли гормон, которого боится старость Секрет омолаживания клеток раскрыли светила Поднебесной

Еще в начале шестидесятых годов случайная мутация привела к изменению формы плодов томатов с круглой на овальную. Это значительно улучшило устойчивость томатов: если раньше их можно было собирать только руками, то наконец-то стал доступен механизированный сбор. По сути, это означало революцию в целой отрасли;

Правда, однако основной ген, ответственный за такую полезную мутацию, так и не был идентифицирован.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Plants, ученые под руководством профессора Ли Чуанью из Института генетики и биологии развития, сообщили о расшифровке гена. Механизм его действия до гениальности прост: клетки будущего плода — помидора — делятся не равномерно, а с разной скоростью. Из-за плод и вытягивается в длину.

Ученые обнаружили, что «овальный» ген отсутствует в фермерских сортах помидоров. Такие томаты более высокого качества с точки зрения и питательности, и вкуса, и даже цвета (в сравнении с теми, что выращивают в индустриальных теплицах). Скажем, в фермерских помидорах больше полезных веществ, а также уровни сахаров, кислот и ликопина — всего того, что делает томат вкусным.

Хоть они вкуснее, зато очень мягкие — во время сбора урожая, транспортировки и хранения плоды лопаются. В общем, у генетиков появилась новая задачка. Как сделать так, чтобы помидор был одновременно вкусным, красивым, питательным и в то же время достаточно твердым, чтобы храниться. И над разгадкой этой задачки пришлось биться несколько лет, перебирая разные варианты. Финансировалось это исследований Национальным фондом естественных наук Китая.