Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Путешествия
26 апреля 17:09

Дороги в никуда. Зачем России трассы для перевозки чёрной икры

Платные магистрали убивают экономику страны

12330
Дороги в никуда. Зачем России трассы для перевозки чёрной икры
Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Проезд по платным дорогам опять подорожал, «Автодор» поднял тарифы на 15−25%, в среднем почему-то повышение обозначено в 8%. Компания подсчитывает сверхприбыли, которые вроде как растут фантастическими темпами, при этом сами магистрали странным образом становятся всё более пустынными. Концы с концами явно не сходятся, равно нет и понимания того, кому де-факто принадлежит «Автодор».

С 23 апреля 2024 г. стоимость проезда по платным дорогам опять подняли. ЦКАД подорожала на 15%, М-3 — на 25%, М-12 — до 7% и так далее. Почему-то средняя всего 8%, но искать истину тут не стоит, это примерно то же самое, что в выкладках Росстата.

Декларируется, что по итогам 2023 г. доходы «Автодора» выросли до 80,18 млрд рублей, причём по сравнению с 2022-м они увеличились аж на 44,9%. Но как? Если заехать на любой «платник», то там совсем пусто — считанные машины. Причём год от года таковых становится всё меньше, прямо пропорционально росту тарифов. Посему достоверность данных цифр, особенно динамики роста доходов, под вопросом.

Читайте также
Почему Россия не использует против Запада титановое оружие Почему Россия не использует против Запада титановое оружие Недружественные страны не откажутся от нашего «летучего металла» сами — так, может, пора их послать первыми?

Доходы — это хорошо. А что по расходам? Тут информации, на удивление, нет. Или её непросто найти. Некие цифры проскакивают, причём с тем, что вещает руководство компании они почему-то не имеют ничего общего. Зато всё понятно и вполне логично — контора, дороги которой пустуют, показывает устойчивый убыток, который неуклонно растёт. Теми же самыми темпами — под 50% год от года.

При этом так называемые концессионеры — те компании, которые как бы сдают куски дорог во «временное пользование» — деньги как раз зарабатывают. Схема крайне незамысловата: при заключении договора «концессионер» подписывается на получение дохода, рассчитанного из явно завышенного потока автомобилей. И если такой не будет достигнут — а он и не будет, никогда! — государство компенсирует «убытки». Из казны уходят миллиарды.

«Как показала проверка, заключение концессионных соглашений для строительства этих дорог не только не помогло оптимизировать бюджетные расходы, но и привело к дополнительным расходам бюджета в размере 5,6 миллиарда рублей. Эту сумму государство выплатило концессионерам в качестве компенсации за недополученный доход», — написал своём в отчёте аудитор Счётной палаты Валерий Богомолов.

Причём означенная цифра — по одному небольшому кусочку дороги! Ей управляла ООО «Северо-Западная концессионная компания».

Собственно, ничего нового, данная схема работает уже много лет. Чиновники планируют увеличивать протяжённость «платников», к 2030-у их должно стать в три раза больше. Как несложно догадаться, остальные магистрали чинить совсем перестанут.

«Цены постоянно растут, поэтому осилить платную дорогу может только компания, которая перевозит черную икру в самосвалах, только тогда это оправданно. Будущее платных дорог в России я вижу в очень-очень нехорошем смысле. Они превратятся в так называемые „рублёвские трассы“, то есть скоро платная дорога будет доступна только богатым», — считает руководитель и администратор общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.

Правда, этих богатых в РФ становится всё меньше, они неуклонно переселяются в другие страны.

«Непопулярность платных дорог, принадлежащих «Автодору», как раз обусловлена тем, что цены неадекватны. Люди хотят путешествовать и понимают, что автомобили — это часть экономической системы. Но при этом никакой социальной ответственности «Автодор» почему-то на себе нести не хочет, тарифы постоянно растут, причём это происходит не первый раз за последнее время. Декларируя развитие внутреннего туризма, и экономику в целом, странно говорить, что опять повышаются цены на поездки.

Насколько они выросли, уже неважно, важен сам факт того, что они и так были недоступны для очень многих. Цены ограничивают свободу передвижения, свободу туризма, да и экономические связи тоже. В повышении ничего удивительного нет, цены будут расти. Откуда тогда они собираются получать доход? На дорогах станет ещё меньше автомобилей.

Обидно, что это происходит в начале туристического сезона, когда все поедут по М-4, а также захотят воспользоваться ЦКАД", — рассуждает главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru Максим Ракитин.

С дутыми доходами «Автодора» и сверхприбылями «концессионеров» всё понятно, но это так — бонус в большой игре, которая заключается в разрушении экономики России в целом.

Ограничивается мобильность трудовых ресурсов, а нам потом говорят, что нужно ввозить больше мигрантов. По причине логистических проблем бизнес жестоко страдает, цены в магазинах постоянно растут. А внутренний туризм испытывает огромные сложности.

«Собирались на выходные съездить в Казань, втроём, с ребёнком. Но проезд туда-обратно по М-12 обходится около 10 тысяч рублей, плюс бензин — невыгодно. Купили билеты на поезд и ещё сэкономили. В минусе те достопримечательности, куда мы хотели заехать по дороге. Ехать по М-7 не вариант, меня предупредили, что местами она в ужасном состоянии — как после бомбёжки.

Читайте также
В борьбу за вкладчика вступают новые силы. Ставки растут? В борьбу за вкладчика вступают новые силы. Ставки растут? Банковские переводы себе до 30 миллионов в месяц станут бесплатными

Судя по всему, её специально не ремонтируют, чтобы загнать народ на «платник». Но с такими тарифами никто не загоняется. И движение просто стоит", — рассказывает москвич Дмитрий.

То есть туризм — псу под хвост. И не только он. По сути, «Автодор» занимается самым настоящим экономическим вредительством, а чиновники прикрывают деятельность этой структуры. К чему бы это всё?

«Да, рядом с платными дорогами есть бесплатные альтернативные маршруты. Но они зачастую откровенно плохи и с точки зрения дорожного покрытия, и с точки зрения пробок. Кроме того, бесплатные маршруты, как правило, значительно длиннее. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» допускает, что бесплатный маршрут может быть в три раза длиннее платного!

Максимально свободное и недорогое перемещение по стране грузов и людей — важнейшее условие экономического роста.

Хочу напомнить, что правительство Евгения Примакова и Юрия Маслюкова в свое время смогло обеспечить рекордный в постсоветской истории экономический рост именно потому, что, несмотря на гораздо более высокую, чем сейчас, общую инфляцию, жестко ограничило рост транспортных и энергетических тарифов", — отмечает первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Юрий Афонин.

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня